Трагедия человека состоит в том, что его характер, как и характер собаки, поддается формированию. Вам не дано сформировать характер кошки — животного, которое выше собаки.

Александр Нилл


Свободные школы. Что это?

Это кажется удивительным, но практически все сами дети хотят развиваться и познавать мир. И если им не мешать, то они сами захотят учиться. И наоборот, если заставлять — то все интересы гаснут.

подробнее

Другие свободные школы

Саммерхилл
Sudbury Valley School

Про свободную школу

Воспитание окружает нас повсюду, с самых первых моментов жизни. Мы все ходили в детский сад, учились в школе, росли в семьях, были всегда окружены людьми, которые учили нас словами, своим примером и делами. Иногда возникали проблемы. Например, от того, что слова иногда расходились с примером жизни, а дела с нашим интуитивным пониманием о должном и важном. Или потому, что нам хотелось самим разобраться в чем-то, открыть что-то самостоятельно, сделать какой-либо выбор или не делать его без внутренней необходимости. К сожалению, чаще оказывалось, что выбора нет или необходимость его делать приходит извне, или в том, как нас учили, на первом месте была техничность и энциклопедичность, а не наш интерес. Мы выросли и все хотим дать детям что-то, чего были лишены сами, — расти свободными, слышащими себя, страстно хотящими, не боящимися заявлять о себе миру.

Традиционные методы воспитания и отношение к детям исходят из того, что
- ребенок не является полноценной, самостоятельной личностью;
- личность является результатом воспитания, заключающегося в тщательной заботе о здоровье ребенка, контроле за большей частью времени (тем, как проводит это время ребенок), оценке большинства действий ребенка, требования соблюдения правил (указаний что надо делать и чего нельзя делать) и внушения представлений о должном отношении к тому что есть в мире, т.е. о представлений о правильном и неправильном (или хорошем и плохом).

Принципы свободного образования, которые по сути являются продолжением гуманистического подхода в психотерапии, основаны на том, что:
- каждый человек в любом возрасте самоценен и не нуждается в том чтоб другие его насильно переделывали;
- каждый является хозяином своей жизни; либо это является ценностью, идеалом, естественной потребностью;
- потребность стать счастливым, жить своей жизнью не менее важна (а возможно и более) чем требование к человеку быть полезным и удобным для общества; также эта потребность и способность быть счастливым, следовать своим интересам априори не противоречит способности быть полноценным членом общества, но скорее всего первое лежит в основе второго;
- способность быть самостоятельным, самоценным, чувствовать свои настоящие потребности, видеть свои интересы, иметь сильные устремления, т.е. способность быть живым проявляется тогда, когда окружение не препятствует проявлению этой способности, не давит ее как неправильную или не заслуживающую доверия.

Это кажется удивительным, но практически все сами дети хотят развиваться и познавать мир. И если им не мешать, то они сами захотят учиться. И наоборот, если заставлять — то все интересы гаснут. Это главная, и в общем, достаточная концепция, которая позволит сделать любой процесс образования человеко-центрированным.

Мы хотим создать такую ситуацию, такое место, где дети могли бы почувствовать себя свободными, равными по статусу взрослым, где изначально нет специальных правил и существует доверие к сознательности детей, к их способности договариваться, видеть потребности друг друга хоть в минимальной степени, предвидеть очевидные последствия своих действий, уметь организовывать свою жизнь. Взрослые при этом могут подстраховывать детей от действительно опасных действий, пробовать стать друзьями для детей, завоевать доверие, пробовать перестать относиться к детям как к низшим по статусу, наблюдать, пробовать понять детей, отражая их чувства и говоря о своих чувствах, вникнуть в детские восприятия в меру собственной симпатии и интереса, дать детям чувство психической безопасности. Это то, что называется фасилитацией в человеко-центрированном подходе к общению: пытаются понять себя и другого и помогают другому понять самого себя.

Свободная школа — это школа, где дети не учатся, а живут. Но учатся сами взрослые, которые находятся рядом. Учатся у детей тому, как можно жить, учатся удивляться, быть искренними, ценить свободу, слушать себя, искать, развиваться каждый день.